• Меню
Каталог товаров

Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера

Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера
Работа кондиционера в автомобиле очень похожа на работу бытового холодильника. Однако в устройстве их механизмов имеются серьезные различия.

Что такое автомобильный кондиционер

Автомобильный кондиционер – это герметичная система, заполненная жидким фреоном, а также холодильным маслом, которое требуется для смазки компрессора и прочих элементов конструкции. При взаимодействии с фреоном масло растворяется в нем.
 
Производители кондиционеров для машин чаще всего придерживаются одной и той же схемы их устройства. Работу механизма большинства автомобильных кондиционеров можно описать следующим образом.

Принцип работы кондиционера в авто

После включения кондиционера начинает работать электромагнитная муфта, а прижимной диск (3) производит характерный звук и притягивается к шкиву (2). Шкив начинает крутиться благодаря ремню, который приводит его в движение. Если автомобильный кондиционер отключен, шкив работает вхолостую.
 
Включается компрессор, вследствие чего газ (фреон) нагревается и через трубопровод движется к конденсатору или радиатору кондиционера (4). Здесь газообразный фреон охлаждается. Это происходит благодаря воздействию вентилятора (5), включающегося вместе с компрессором. Также охлаждению фреона способствует поток воздуха, который возникает в процессе движения.
 
В результате охлаждения фреон переходит из газообразного состояния в жидкое и уже в таком виде движется по ресиверу-осушителю (6). В этом месте происходит процесс фильтрации, во время которого фреон очищается от всех загрязнений. За состоянием системы можно наблюдать через смотровой глазок (9), который обычно располагается на ресивере-осушителе. Но он предусмотрен не на всех моделях авто.
 
Далее уже очищенный жидкий фреон течет по ТРВ (терморегулирующему вентилю: 10) и попадает в испаритель. После полного заполнения фреоном  испарителя возникает густой пар, имеющий температуру кипения, а бывает и большую. В  результате этого регулирующий орган терморегулирующего вентиля закрывается. При температуре пара выше t кипения, регулирующий орган ТРВ закрывается не до конца. Можно сказать, что ТРВ здесь служит автоматическим дросселем.
 
Преодолев ТРВ, фреон проникает в испаритель (12) и, охлаждаясь, возвращается в газообразное состояние. Благодаря низкой температуре фреона испаритель охлаждается и вентилятор кондиционера (13) гонит его в салон машины. Далее ледяной газ движется к компрессору, и начинается новый цикл.

Напорная и обратная магистрали

Система кондиционирования в машине состоит из двух частей: напорной и обратной магистралей. Напорная магистраль проходит от компрессора к терморегулирующему вентилю в виде тонких и горячих трубок. Магистраль низкого давления (или обратная магистраль)  – это часть системы, идущая от испарителя к компрессору и представляющая собой ледяные толстые трубки.
 
При выключенном кондиционере в каждой из магистралей сохраняется давление на уровне пяти атмосфер. Если же компрессор включен, то напорная магистраль имеет давление 7-15 атмосфер, а обратная – 1-2 атмосферы.

Датчики кондиционера автомобиля

Регулировку системы кондиционирования осуществляют несколько специальных датчиков (их количество может быть различным). Один из датчиков (7) установлен на ресивере-осушителе. Он служит для переключения вентилятора на вторую скорость.
 
Когда кондиционер недостаточно охлаждает (к примеру, если машина находится не в движении), происходит резкий скачок давления в напорной магистрали. По этой причине фреон в конденсаторе прекращает переходить в жидкость и в этот момент на помощь приходит датчик, который ставит мощность вентилятора на максимум.
 
Второй датчик (8) необходим для отключения компрессора, если давление в напорной магистрали поднимается слишком сильно. При очень низкой температуре испарителя происходит отключение компрессора датчиком (11).